Просмотров: 2849

Северная Италия. Часть 4. Тревизо, Альпы, Гарда, Бергамо.

• Венеция
  • Бергамо

Маршрут поездки

03.07.2012 — 08.07.2012

Высадив друзей в аэропорту Марко Поло, мы отправились с Сергеем на север в горы, по пути осмотрев город Тревизо, где расположен еще один аэропорт Венеции. Видимо, мы уже успели заскучать по недавно покинутой Венеции, но Тревизо напомнил нам о ней. Город стоит на реке Силе. Видимо, вода в реке довольно чистая, не смотря на центр города, по крайней мере нам так показалось - прямо напротив этого монумента посредине реки в водорослях мы обнаружили утку, сидящую в своем гнезде. Не стала бы она, наверное, в грязи птенцов выводить?

Создается впечатление, что река разливается свободно по всему городу - в многочисленных фонтанах и ручейках, протоках прямо под домами. На острове посреди разлива реки - рыбный рынок. Правда, к нашему приезду он как раз закончился. А еще на реке сохранилось мельничное колесо, хоть самой мельницы давно уже нет.

А еще в Тревизо много симпатичных улочек и домов. Мы не ожидали такой красоты, ведь заехали в город случайно. Если честно, на моей карте в городе был отмечен один из аутлетов дизайнерской одежды, так что в него я и затащила Сергея, все равно ведь по дороге. Аутлет был закрыт, видимо, куда-то переехал, но мы ничуть не жалели, что сюда заскочили.

Площадь независимости. Статуя перед одним из магазинов Бенеттон. Основатель этой фирмы родился здесь, в Тревизо. Читала, что он продал велосипед брата для покупки подержанной швейной машинки, так основав свое ателье.

Еще час на север по трассе 51, и вот они - предгорья Альп! Дух захватывает! Проезжаем мимо красивейших озер, но на ходу даже не разглядеть их, а остановиться на трассе негде. Наконец, не выдерживаем, останавливаемся на обочине под аварийкой.

Стало заметно прохладнее, даже дождик накрапывал время от времени, но после изнуряющей жары в Венеции даже такая смена погоды нас только радовала.

С каждым оставленным сзади километром мы замечали все больше изменений вокруг себя. Горы становились все выше и все более впечатляющими, хотелось фотографировать буквально каждую минуту все новые виды за каждым поворотом - я была покорена сразу и окончательно. Архитектура зданий вокруг тоже сильно изменилась. Да, именно так я себе Альпы и представляла.

В одном из городков вдоль шоссе - Пьеве-ди-Кадоре - мы остановились перекусить наскоро кофе с булочкой в придорожной кафешке. А на фото выше - церквушка в следующем городке Сан Вито.

А вот и следующая остановка на сегодня - городок Кортина д'Ампеццо - известный горнолыжный курорт. Остановку здесь мы планировали в отличие от всех предыдущих. К сожалению, отели здесь ну уж очень дорогие, поэтому остаться на ночь тут не получится, так хоть просто осмотреть городок.

Мы оставили машину на стоянке в центре Кортины около лыжного подъемника, сейчас не работающего, и отправились по пешеходной тропе мимо альпийских лужаек осматривать городок. Ощутимо похолодало, пришлось даже срочно отыскать в чемодане легкую куртку.

Симпатичный городок и спокойный. И такая красотища вокруг! С пешеходной тропы спускаемся к центру городка. Кругом полно уютных отельчиков, утопающих в цветах. Обожаю цветы вокруг, но только не в вазах или горшках у себя дома! Да и разводить из совершенно не умею и не желаю, но вот пройти спокойно мимо цветущего куста не могу. Сергей давно смирился и постоянно в отпуске фотографирует меня на фоне "цветуёчков" или даже просто цветы без меня, но для меня.

А вот у этого домика я вообще задержалась, разглядывая. Во время предыдущего путешествия наши друзья развлекались, поддразнивая сына. Обещали ему оставить свою новую квартиру, когда вырастет, одну из дач, а взамен просили купить им домик в Италии, чтобы спокойно проводить время в старости. И всю дорогу выбирали, какой именно домик они хотят из тех, что мы мимо проезжали или проходили. Учитывая, что Максу пока всего 14 лет, мы все веселились. А тут я призадумалась. Вот от такого домика я бы и сама не отказалась!

По пути обратно к машине на парковку проходим через центр городка. Здесь особенно заметна "специфика" модного курорта - большинство туристов, даже древние бабульки, щеголяют по улице в треккинговой экипировке последних коллекций топовых фирм. А зимой, наверное, здесь ценится не столько умение кататься, а стоимость экипировки? Хотя мне-то что - мой статус ниже плинтуса по обоим показателям!

Дорога дальше на север за Кортиной вела нас мимо несколько горных озер, так что решили совершить очередную незапланированную остановку ненадолго у следующего же замеченного озера. Это оказалось Лаго-ди-Доббьяко. Оставив машину на парковке вот этой симпатичной гостиницы "Baur am See", мы отправились знакомиться с озером.

Озеро Доббьяако оказалось необычным и очень красивым. Вода молочно-зеленая, непрозрачная, видимо, от взвеси меловых отложений  с окружающих гор. На другой стороне озера - кемпинг. А ближе к нему мы разглядели, чинно проплывающих по озеру пару лебедей с лебедятами. Красиво, как в сказке. Но слишком далеко от нас для хорошей фотографии.

Мы решили немного пройтись вдоль озера к кемпингу и  тут - новое преображение озера. Выглянуло солнышко, и озеро заиграло новыми красками.

Еще одна короткая остановка. Красиво, но Италию напоминает все меньше. А еще здесь в горах ездит вот такой смешной разноцветный поезд. Мы его во время поездки неоднократно видели, но сфоткали только однажды.

Кстати, о метаморфозах, наблюдаемых нами по дороге. Вывески в предгорье после Тревизо были еще все на итальянском, после въезда в горы начали снизу дублироваться по-немецки, еще позже первым языком в табличках с названиями городов и улиц стал немецкий, а к моменту этой остановки, кажется, итальянский язык и вовсе пропал с большинства вывесок.

Уже в сумерках добрались, наконец к месту нашего ночлега в маленький городок Колле Исарко рядом с Випитено - это практически на границе с Австрией. Темнеет и холодает, да еще дождик моросит. Грустно... А вот и наш отель - маленькая частная гостиница Моарвирт. Наше окно с эркером на втором этаже. Это самое дешевое, что мы смогли найти в Альпах. Вполне мило, хоть и очень простенько.

Рядом с гостиницей горная речка, от нее постоянный шум стоит, как от целого водопада!

На первом этаже при гостинице ресторан приличный и уютный (вернее, отель находится при ресторане), но сейчас он закрыт - не сезон, а жаль. Хозяин отеля оказался очень милым, посоветовал, где лучше поужинать. Переодевшись в номере в более теплые вещи, отправились искать рекомендованный нашим хозяином ресторан. А на улице дождик перестал - словом, жизнь опять стала налаживаться.

Любуемся последними отблесками заката на расчистившимся от облаков небе. Вот то светлое здание - искомый ресторан "Европа". А над ним высокая эстакада платной шикарной автомгистрали, по которой мы и приехали. Цены на платные дороги в Италии оказались вполне гуманными, а дороги стоили каждого уплаченного нами евроцента.

Поужинали мы просто замечательно! Недорого и очень вкусно! Не зря прислушались к рекомендации нашего хозяина, тоже не последнего ресторатора в этом поселке. Но кухня здесь больше немецкая, чем итальянская. Ресторанчик тоже частный, и хозяйка разрывается между залом ресторана и стойкой бара в соседнем крыле. Но все равно остается любезной и внимательной.

А утром после вкусного завтрака в отеле мы отправились гулять по поселку. Солнце хорошо пригревало, и все вокруг показалось нам просто замечательным, ничуть не хуже, чем в Кортине д'Ампеццо, но намного дешевле и демократичней, что только прибавляло очарования этой местности в наших глазах. И горы с лужайками вокруг даже красивее! А еще нам понравились елки, все увешанные шишками!

Судя по фотографиям и схемам зимних развлечений, склоны вокруг вполне достойные! А летом предлагаются несколько промаркированных троп для треккинга,  и маршрутов для квадроциклов.

Вот что нашла про лыжи:  Горнолыжный регион Валле Изарко включает 17 населенных пунктов. 14 из них входят в зону катания, объединенную ски-пассом Dolomiti Superski. Racines-Giovo, Cavallo-Vipiteno и Ladurns-Colle имеют единый ски-пасс Alta-Valle-Isarco.

А это наша улочка утром. Кстати, в нашем отеле есть Wi-Fi, так что мы возвращаемся планировать наш сегодняшний маршрут.

C сегодняшнего дня начинается наш обратный путь в сторону Бергамо. Правда, возвращение займет еще 3 дня, в течение которых у нас запланировано огромное количество достопримечательностей, куда можно заехать. Сегодня, например, нас ждет очень насыщенный день и дорога около 300 километров. Кстати, чтобы развернуться на автостраде, по которой мы вчера приехали в Колле-Изарко, нам пришлось заехать на минутку в Австрию - ближайшая развязка оказалась именно там сразу за бывшим пограничного пунктом.

Затем мы доехали до Випитено и свернули на трассу 44. Именно эта трасса от Випитено до Мерано запомнилась мне самыми красивыми горными пейзажами в Италии.

Вся она проложена по горным серпантинам - то вверх на очередной перевал, то снова вниз в новую долину. На полпути от Випитено до Сан-Леонардо-ин-Пассирия проезжаем мимо горнолыжных трасс. Конечно, сейчас они не работают. Сложенные на лето, отдыхают кресла одного из подъемников.

Дорога хоть и горная, но совсем не страшная - ровная, достаточно широкая, профилированная, с плавными изгибами. На том же Тенерифе, где мы были в апреле, дороги в горах намного хуже. Очередной виток трассы, и вот подъемник остался далеко внизу, мы уже на уровне горных вершин, а до перевала еще немного не доехали.

Я влюбилась в Альпы в тот день, но фотоснимок не в состоянии передать этот простор вокруг.

Тогда я себе пообещала, что обязательно попробую еще вернуться в горы, только уже с лыжами. Поскольку пишу этот отчет спустя почти 2 года после поездки, то могу смело сказать, что то обещание было выполнено - уже дважды каталась в Альпах (причем один раз летом на леднике), правда дело было в Австрии, но Италия стоит в очереди следующей, а моя влюбленность в горы только растет.

А вот и упомянутый выше городок San Leonardo in Passiria. Это Южный Тироль. Отели, украшенные цветами, и зеленые горные лужайки словно сошли со страниц рекламных журналов.

А на фото внизу уже другая деревушка - Лагундо. Это после Мерано мы свернули на запад, чтобы сделать большой крюк практически опять до границы с Австрией для осмотра разных интересных мест.

Издалека кажется, что все альпийские долины засажены виноградниками.

Ничего подобного! Это яблони!!! Наверное, это такой сорт, а не молодые деревца. Во всяком случае других по дороге мы не видели. И все сплошь усеяны созревающими яблоками. Вот одна из плантаций возле Лагундо поближе снятая на ходу из машины.

Мы специально остановились на дороге около магазинчика с местными деликатесами проверить догадки, но сильно разочаровались - не смотря на обилие блок вокруг СИДРА НЕТ!!!! Вот купили с горя яблочный сок. Вкусный, натуральный, дорогой, но сидр не заменит!

Кстати, это наш Фордик за бутылкой на заднем плане.

Вдоль дороги на холмах видно полно замков. В один решились заехать поглазеть. Оказалась - церквушка полузаброшенная, еле нашли к ней тропинку. Симпатишная :-)

На тропинке встретили ежика!

А это вид с холма от церквушки на горы вокруг.

Ладно, поищем другой замок. Стали более внимательно присматриваться к указателям по дороге. Вот, наконец, нашли тот, что недалеко от дороги и виден с нее, чтобы опять не оказался непонятно чем. Местечко называется Слудерно.

Замок Курбург (Castel Coira по-итальянски) оказался частным. Семья графов Трапп владеет этим замком уж более 500 лет. Вход 8 евро, есть экскурсовод, но только на итальянском и немецком, нам дали брошюры на английском. Фотографировать внутри как обычно нельзя, поэтому фотки только из внутреннего дворика.

Еще фотка внутреннего дворика - водяные часы.

Внутри было интересно, не смотря на то, что нам показали только меньшую часть комнат. Сохранность замка - просто великолепная! Все же много значит, что замок в руках одной семьи столько лет. Потому и сохранилась в нем, например, самая большая частная коллекция доспехов, огромная коллекция документов, и т.д.

Вот та самая коллекция доспехов. Здесь нам разрешили сделать фотки малыша из посетителей, на которого примерили часть доспехов. Кстати, сохранилось только турнирное оружие и доспехи, потому что боевое оружие было во время каких-то очередных боевых действий в средневековье роздано крестьянам, обратно они ничего не вернули. А одной девочке тоже из туристов экскурсовод (она на фото) доверила носить связку старинных ключей - ими действительно открывали разные двери во время экскурсии.

Следующая остановка ненадолго на окраине городка Маллес-Веноста. Очень красивый городок, но на осмотр нет времени. Жаль. На фотке "Альпийский Версаль" - это просто поливают луга в долине Маллес-Веноста. Почему-то я раньше думала, что альпийские лужайки сами по себе такие радостно-зеленые...

Вот уже стало видно нашу следующую цель на сегодня - аббатство Монте-Мария. Едем туда, в деревушку Бургузио. Лихо припарковались у церквушки прямо напротив аббатства. Вот оно (беленькое), и крепость под ним так и зовут полазать, познакомиться поближе. Но не успеваем никак просто! Уже вечереет, есть еще одна цель, а потом долгая обратная дорога назад к Мерано и дальше на юг к отелю. Надо обязательно сюда вернуться еще!

Наша последняя на сегодня цель - озеро Резия - находится почти на стыке границ Италии, Австрии и Швейцарии. Озеро искусственное, образовано повышением уровня воды двух небольших озер для строительства ГЭС, заодно было затоплено несколько деревушек в 1950 году.

Колокольня одной из затопленных деревень видна из воды и является символом этих мест. В 2009 году ее даже реставрировали - после реставрации и осталась эта дамба, отделяющая кусочек озера. Дальше не очень качественная фотография - уж очень далеко от нас были гоняющие по озеру кайтеры. Здесь постоянно довольно сильные ветры, так что кайтинг на озере очень популярен.

А еще там были вроде какие-то источники минеральной воды, очень полезной для здоровья. Но в немецком я не сильна, так что за точность перевода надписи на камне не ручаюсь, хотя водички попила с удовольствием.

И погнали обратно к Мерано. В крошечной деревушке Тель заинтересовались странным дымом у дороги. Остановились, присмотрелись - оказалось, что это не дым, а облако водяной пыли от сброса воды на местной ГЭС на реке Адидже.

Естественно мы не утерпели присмотреться поближе. ГЭС оказалась довольно старой - аж с 1897 года! Правда, больше нас впечатлил не возраст, а мощь водного потока.

Хоть и говорится, что на бегущую воду можно смотреть вечно, но этой вечности у нас не было при всем желании. Тем более что очень хотелось кушать - мы только завтракали утром в отеле. Всю обратную дорогу мы присматривали себе ресторанчик посимпатичнее. Вспомнили, что видели что-то интересное в районе Лагундо, но прозевали, не смогли сразу найти парковку, пришлось пилить пару километров до разворота и заходить на вторую попытку. И не зря мы так сюда стремились, как оказалось - домики веселой раскраски вдоль дороге оказались пивоварней марки "Forst" и рестораном при ней.

Пивоварне принадлежит целый комплекс зданий по обе стороны дороги, соединенных крытым деревянным мостиком, украшенным цветами в горшках вдоль перил. По мостику переходим с парковки к пивному дворику. По пути читаем, что можно попасть и на экскурсию по пивоварне с дегустацией было бы, но только в дневное время. Сейчас уже закрыто. Вот он и biergarten.

Цены вполне гуманные. Да и все равно уже, уж очень кушать хочется. И устали очень за день от впечатлений. Хорошо, что здесь требования к трезвости водителей не как у нас - вполне можно Сергею себе позволить маленький бокал пива, а я пью, естественно Spritz. Меню в ресторане чисто немецкое пивное - колбаски, картофельный салат, редиска с солью.

Ну все, теперь надо ехать и побыстрее, хорошо бы до ночи успеть добраться. Эту ночь мы ночуем в agriturismo - гостевой дом при ферме в местечке Салобби. Надо и такой вид размещения попробовать на себе.

Добирались долго по всяким буеракам - особенно последний узкий грунтовый серпантин под углом кое-где под 30 градусов в сумерках нас доканал. Наверх завтра по нему не залезем точно. Приехали. Ну и где наше жилье? Вокруг вот такая разруха.

Не успев сильно расстроиться,  чуть подальше нашли наш гостевой дом - полное великолепие посреди общей разрухи. Хозяева, хоть и не говорят по-английски, но вполне любезны, угостили нас с дороги яблочным соком собственного производства. Я бы предпочла сидр.

Наша комната на втором этаже под крышей - просторная и оснащена новейшей техникой. Даже застекленный люк в крыше с пульта открывается. Когда вышли курить на балкон в коридоре, начал опять накрапывать мелкий дождик, и вдруг со стороны дома послышалось странное гудение. Вернувшись в комнату, обнаружили потолочное окно закрытым - оказывается, оно даже датчиками дождя оборудовано!

Утро следующего дня было хмурым и мокрым. Всю ночь лил дождь, где-то за горой сверкала и гремела гроза. Недострой вокруг смотрелся удручающе и сильно пахло "агротуризмом". Хорошо, что мы тут только на одну ночь были. Еще радовало, что нам не надо взбираться по вчерашней козьей тропе, наоборот мы будем спускаться еще ниже в долину, продолжая свой путь дальше на юг в Тренто. Нас ждет сегодня не менее насыщенная программа, хотя мы и поняли, что все намеченное Сегеем перед поездкой посетить все равно не получится.

Это я не утерпела и сфоткала таки поближе те самые яблони, которые заполонили все Альпы.

И вновь дорога ведет нас то вверх к очередному перевалу, то вниз в очередную долину.  Виды потрясающие с перевалов. Дорога идет мимо яблочных садов, горных озер, замков на холмах. Но согласитесь, что пейзаж неуловимо изменился и горы выглядят по-другому сегодня? Они стали чуть ниже, более пологими, более зелеными и обжитыми. Это вид с перевала на долину и озеро Санта Джустина.

Честно говоря, вчерашние Альпы впечатлили меня сильнее. И итальянский язык начал возвращаться на вывески и в речь окружающих. Сергей доволен нашим "возвращением" в Италию, а я мечтаю снова вернуться когда-нибудь в сердце Альп.

Это мы приехали в Тренто. Вокруг города сплошь какие-то замки на холмах. Парочку из них мы и хотели посмотреть.

Но обломались - не наш сегодня день, видимо. Один замок, уже не помню его название, да и не важно, был по вторникам закрыт, а дело как раз во вторник и было. Второй замок оказался частным, туда как раз незадолго до нашего визита приехали на отдых хозяева, потому для туристов временно замок закрыли до окончания своего отпуска (этот замок как раз внизу на фото). А времени в результате мы потеряли изрядно.

Короче, Тренто нам не понравился. И замков больше не хотим, аллергия у нас на них приключилась. Хотим теперь природных красот и необычностей, вот! Поэтому решили ехать в местечко Сегонцано, хотя это получается изрядный крюк на северо-восток от нашего маршрута к следующему месту ночевки.

И опять за окном машины мелькают перевалы и долины, вокруг нас классического облика Доломиты и вездесущие яблоневые сады. Хотя, учитывая, что сейчас мы едем по Южно-Тирольскому куску "Винной дороги" (Strada del Vino), то, возможно, это вовсе и не бесполезные яблони, а виноградники? Поближе рассмотреть не удалось. Это вид с перевало на Страда дел Вино. Красиво, только солнце прямо в объективб и все получается в дымке.

Все же чувствуется близость Германии. Полно немецких и австрийских туристов, многие на мотоциклах в соответствующем прикиде. Возраст и вес их не смущают. Некоторые очень забавно выглядят.

Едем мимо красивого озера Lago Stramentizzo, хотели прогуляться, но земля вокруг оказалась частной, хозяева все загородили заборами и знаками, запрещающими проход. Мы обиделись! Мы же просто сфоткать получше хотели... Потом в интернете нашла, что это скорее водохранилище, созданное в 1956 году при строительстве ГЭС неподалеку.

Наконец-то, мы доехали до национального парка "Пирамиды Сегонцано". Как обычно, в самый разгар жары. А погода здесь жаркая, больше 30 градусов и ни облачка. Вход платный. Дальше несколько маршрутов по горам, обозначенных кое-где табличками, ну и карту нам выдали на входе. И вперед, несколько километров в горку по всяким буеракам. На самый дальний маршрут в 10 километров мы даже замахиваться не стали. Решили пройти только по двум коротким.

Но очень тяжко оказалось карабкаться по горам по самой жаре. Почти до солнечного удара допрыгались. Не прошли второй маршрут до конца. Но это был точно не наш день. Мы лазали в горах 3 часа, причем снимали двумя фотоаппаратами - моя маленькая мыльница и Серегин навороченный фотик, а по приезду домой из всех кадров остался вот этот единственный кадр. Прямо мистика какая-то! И ведь фотики цифровые, то есть мы сразу видели, что получается при съемке! Не понимаю, как это могло произойти.

Вообще пирамиды Сегонцано - это "художественно" выветренные скалы, образованные проползшим здесь в незапамятные времена ледником, подобные более знаменитым каппадокийским скалам. Вот так они выглядят. Пришлось стырить этот кадр из Сегонцано у кого-то в интернете, чтобы хоть понятно стало, о чем рассказываю.

Полностью без сил мы приползли к машине и поехали в следующее место ночлега на озере Гарда.

Еще одно красивое озеро Тоблино с замком по дороге.

А вот с красивыми видами на озеро Гарда, вдоль которого мы ехали, нам не очень повезло -  почти вся дорога проходит в туннелях внутри окружающих озеро скал. А в коротких отрезках дороги между туннелями остановиться негде.  Так что пришлось Сергею "любоваться" озером по дороге с моих слов.

А вот и городок Гарньяно, и наш отель Меандро недалеко от въезда в город. Уже смеркается, поздновато мы приехали. Отель стоит на довольно крутом берегу озера наверху. Это вид от отеля на город и озеро.

Мест на стоянке отеля уже нет. Пришлось поставить машину на платной стоянке за отелем,  правда, управляющая Сильвия заверила, что для нас парковка будет бесплатной. С Сильвией успели зацепиться языками, пока решали проблему с парковкой и заселением. Как же нам везет в этой поездке на приятные знакомства! Кстати, Сильвия нам до сих пор присылает по мейлу поздравления с разными праздниками от имени отеля.

Вот фото отеля  - так он выглядит со стороны озера, а с дороги он всего одноэтажный, потому что построен на береговом склоне.

В отеле у нас номер апарт с миниатюрной кухней в гостиной и отдельной спальней. На одну ночь это слишком много, но поселиться здесь с мелким на недельку было бы совсем неплохо. А сейчас нам нужен пока только душ. После душа пришлось срочно разбираться с еще двумя срочными желаниями - перекусить и окунуться в озеро. Захватив с собой купальные принадлежности, отправились на разведку к ближайшему пляжу.

Отель наш от пляжа довольно близко расположен, хотя и не на первой линии. Пляж отделен от городка вот такой небольшой оливковой рощицей. На каждом дереве висит голубая бумажка - экологический сертификат. О как! Кстати, такие бумажки потом я видела на всех встреченных оливах у озера Гарда.

Вот и озеро. Вода теплая, спокойная, чистейшая! Как раз солнце садится и отблески заката красят розовым воду и скалы дальнего берега. Красота и покой. Очень хочется купаться, но тогда покушать можем не успеть, да и комары сожрут живьем, они и так мне не дают стоять на  месте. Пляжик, правда, небольшой, галечный, но вполне приятный. На пляже никого.

Отложив купание до утра, идем искать ужин и знакомиться с окрестностями. Городок нам очень понравился: небольшой, уютный, расслабляющая атмосфера, много зелени, симпатичных и веселых домов. Вот этот слева, например - на штырях его ограды на каждом одета детская игрушка, да не просто так, а по цвету и виду подобраны.

После захода солнца резко стемнело. Так что кадры не очень, вытягивали фотошопом. Центр местной жизни, набережная. Здесь более оживленно, чем на окраинных улочках.

А еще в озере плавают утки, смело подплывают к берегу, не обращая внимания на туристов.

Осматриваемся на набережной повнимательнее. Кушать ну очень хочется, опять мы не ели с завтрака. Так что выбираем себе место для ужина.

Кушали мы в этом ресторанчике на набережной. Вкусно и не слишком дорого. Плюс дополнительный аттракцион - подкармливать хлебом плавающих вокруг уток. Оплата строго в кассу после еды - ресторан борется с обычаем давать чаевые. Вот и славно! Мы ЗА!

Возвращаемся в отель уже в полной темноте.

Перед сном решили продлить удовольствие от вечера, заказав по коктейлю Spritz. В баре нас обслуживала та же Сильвия. Сказала, что сама очень любит этот коктейль, но у нее его редко здесь почему-то заказывают. Посоветовала устроить вечерние посиделки на крыше отеля, где днем работает небольшой бассейн. Мы последовали совету Сильвии и не пожалели ни на секунду. Устроившись за столиком на крыше мы словно оказались в VIP-ложе грандиозного природного театра, разрываясь между двумя величественными одновременными представлениями: слева за горами на другом берегу Гарды шла гроза, над ними клубилась черная туча, а изнутри ее периодически освещали молнию, напоминая залпы салюта, когда ракета высоко в воздухе разделяется на целое облако маленьких непрерывных вспышек; а прямо перед нами из-за гор быстро и торжественно всходила огромная красная полная луна, рисуя через озеро сияющую дорожку. Тут к нам прискакала Сильвия убедиться, что у нас все в порядке. Заметив, что мы зачарованно любуемся ночным представлением над горами, она пошутила "I booked it specially for you".

К сожалению, хороших фотографий сделать не удалось. Этот снимок слишком темный и сделан чуть позже, когда луна уже поднялась довольно высоко, посветлела и уменьшилась в размерах.

А на следующее утро наши планы насчет купания плакали вместе с дождем. Похолодало, ветер гнал над озером рваные куски облаков.  Вот об этом обломе жалею больше всего до сих пор и надеюсь когда-нибудь вернуться на Гарду еще.

Только сдали номер и загрузились в машину - дождик начал утихать, и даже солнышко выгянуло. Но поздно уже планы менять! Сегодня - день шоппинга. Я заранее нанесла на карту Гугла кучу аутлетов по всему пути нашего следования, а мы так ни в одном из них еще и не отметились! Непорядок... В результате провели практически весь день в аутлетном центре Franciacorta. Так себе. Дикого восторга не испытали, но несколько покупок все же сделали. Еле успели вечером сдать машину в аэропорту, в последнюю минуту вспомнив, что ее еще заправить до полного бака положено перед сдачей. Большинство вещей сдали в камеру хранения и налегке отправились в отель "Доницетти", где мы уже ночевали с друзьями по прилету в Италию.

Ну вот и наш последний день в Италии. Правда, улетаем мы вечером, так что у нас как раз есть полдня на осмотр Бергамо. От отеля на автобусе доехали до ж/д вокзала в центре города. Это центр современного Бергамо, называемого Citta Bassa - "нижний город", а мы отправляемся пешком осматривать исторический центр Citta Alta - вот он виден впереди.

В верхний город добираемся на фуникулере, вагончики в виде двух ступенек отходят каждые 15 минут одновременно с нижней и верхней станций, встречаясь на середине пути.

Проходим насквозь Верхний город по улице Гомбито, пока нигде особо не задерживаясь, направляясь к станции следующего фуникулера.

Второй фуникулер, уже одноколейный, везет нас на самый верх горы Святого Вигилия, откуда мы решили начать знакомство со старым городом.

И не зря! Виды отсюда открываются потрясающие! Это крыши старого города, а еще ниже - современный Бергамо.

Кроме панорамы Бергамо, наверху еще можно осмотреть остатки замка Сан-Вигилио, туда мы и отправились. Бедный Сергей мотался весь день с этим рюкзаком, хотя и полупустым.

Замок нам не понравился - какой-то он весь обветшалый и неухоженный... Надолго осмотр не затянулся, да и не так у нас много времени до самолета. Возвращаемся на станцию фуникулера, удалось даже успеть вернуться по старому билету (он действует 50 минут). Это верхняя станция на фото ниже.

Небольшая передышка на окраине Верхнего города в баре-пивоварне Osteria della Birra, где все 3 бармена бородатые. Сергей сказал, что пиво вполне достойное, готов рекомендовать.

К главному собору города Санта-Мария-Маджоре мы подобрались с тыла какими-то огородами вдоль городской стены. Ну а вот и парадный вход со смешными львами и человечками. А правее, видимо, баптистерий.

Не могли удержаться от фотографирования этой парочки с собаками. За ними видна пристроенная позднее к собору нарядная капелла Коллеони.

Через Пьяцца Дуомо перед собором проходим дальше - внутрь базилики идти уже некогда, оставляем ее на следующее посещение. Выходим на соседнюю "Старую площадь" Пьяцца Веккья - центр старого города, с фонтаном Контарини в центре.

Вот фонтан чуть поближе.

В жаркий июльский день нависающие над узкими улочками дома создают много тени. Правда, от их стен все равно пышет раскаленным камнем.

Тем привлекательнее выглядит этот ухоженный зеленый дворик, отделенный решеткой от улицы Бартоломео Коллеони.

Напоследок отправляемся взглянуть на крепость Рокка 14 века на соседнем холме Святой Евфимии.

Здесь экспозиция почему-то посвящена участию жителей Бергамо во Второй Мировой войне. Есть и музей, но туда идти некогда, да и не слишком хочется - там тоже какая-то выставка. Любуемся видом на крыши Старого города, а потом нам пора на автобус в сторону аэропорта.

Определенно, с Италией мы не готовы проститься, думаю, сюда мы еще вернемся и не раз. Так что "Пока, до свидания, Италия, чао!"