Просмотров: 1862

Галопом по Европам. Часть 4. Братислава – Стокгольм – Турку – Лаппенранта – Питер

• Братислава
  • СтокгольмLoginn Hotel 3.7
  • Турку
  • Лаппеэнранта
  • Санкт-Петербург

Маршрут поездки

24.09.2009 — 26.09.2009

Собственно, в Братиславу мы не стремились, она возникла в нашем маршруте только потому, что, когда мы, наконец, решились бронировать билеты у Райана, дешевые билеты из Праги обратно во Франкфурт-Хан по 1 евро уже закончились. Как я не устаю повторять, что Бог делает – все к лучшему! Нам не так уж и надо было в Хан, делать там нечего, как мы уже успели убедиться в поездке. Так что, сидя у открытого на компе сайта Райана, мы стали лихорадочно сочинять новый маршрут. А бронированием мы занимались в гостях у нашего приятеля, пригласившего нас отметить отъезд в отпуск его жены с ребенком . Ну чтобы уж не превращать совсем вечер в банальную пьянку . Хорошо, что приятель вспомнил, что от Праги ходят автобусы недорогие в Вену или Братиславу. Проверили автобусы – есть! Проверили Райан - есть еще акция на билеты по 1 евро из Братиславы до Скавсты. Значит, туда и полетим! Стокгольм мы любим. А вот от Скавсты до Тампере обратно что-то не складывается… Ну и ладно, паромы еще никто не отменял. Вот так лихо в наш изначально скромный маршрут под названием «море+пиво» ворвались еще 2 страны.

Автобус довез нас до Братиславы за 3 часа. Когда-нибудь хорошо бы проехаться по сельским дорогам Чехии и Словакии на машине – нам понравились пейзажи, пролетающие мимо окон автобуса. Братиславу мы толком не рассмотрели, так что ничего о ней сказать не могу. Прямо на автовокзале мы взяли такси в аэропорт – до начала регистрации у нас оставалось всего 20 минут! Ну а потом уже ставший нам хорошим знакомым самолет Райана и вот мы выходим уже в аэропорту Скавста в 180 км от Стокгольма.

Скавста встретила нас дождем, пришлось срочно достать куртки и бежать бегом на остановку Райановского экспресса до Стокгольма. Просто дома при бронировании билетов на автобус мы встали перед выбором – успеем ли мы на тот, что отходит через 20 минут после прилета или лучше для верности взять билеты на следующий. Решили, что нам без багажа проще будет успеть. Но наш самолет слегка опоздал и мы сильно нервничали из-за автобуса. Ну и зря мы так неслись, даже не покурив после самолета! Автобус был еще пустой и отправляться вовремя не собирался. Кто-то из таких же нервных туристов как мы спросил водителя, скоро ли поедем, на что водитель объяснил, что самолет же опоздал, а автобус специально к самолету предусмотрен. Поэтому поедем, «когда все придут» - прямо как в сельских кинотеатрах время начала сеанса! Пока мы ехали в город, дождь начал стихать и уже вскоре нас приветствовала в Швеции радуга.

На автовокзале мы пересели с автобуса на метро и направились к нашей гостинице «Логинн». Надо сказать, что Швеция – довольно дорогая страна, но мы не ожидали, что отели здесь настолько недешевые! Даже на окраинах. Но у нас был только один день в Стокгольме и жалко его тратить на дорогу. Поэтому все же хотелось жить ближе к центру. Самое дешевое, что мы смогли найти в центре – «мини-дабл» на превращенном в гостиницу старом корабле, пришвартованном к одной из набережных. Наш умненький помощник навигатор смог найти даже такой адрес! Получив ключи на ресепшен, мы отправились в свою каюту. Вот уж не ожидали, что наш «дабл» настолько «мини»! Это небольшая носовая каюта без иллюминатора размером не больше 4 м2. Напротив входа в углу на метровом возвышении находится спальное место шириной 120 см, не доходя до входной двери около полуметра, и столько же остается до стены с другой стороны, где пол ступенями поднимается, образуя лестницу к высокой постели. Ну и санузел соответствующий – около 1 м2. Пораженные теснотой, начинаем замечать, что кровать как-то неаккуратно застелена, да и на «лестнице» лежат чьи-то вещи. Нам опять повезло! По ошибке ресепшен они продали наш номер дважды и, как извинение за неудобства, нам предложили ключ от «просторного трипла» по той же цене. Описывать «просторы» нежданно свалившихся на нас хором смысла нет – фотография прилагается. Жаль, что не пришла в ошеломленные головы мысль сфотографировать «мини-дабл». Хотя, возможно и не смогли бы – там просто негде встать с фотиком.

Мне очень понравился вид в нашем иллюминаторе. Особенно вот эта башня с подсветкой на противоположном берегу. Правда, похожа на улыбающегося солдатика в шлеме? Это не нарочно сделано, так кажется только в определенном ракурсе, а наутро мы с трудом нашли эту башню и не могли понять, где там можно было увидеть лицо…

Бросив свои вещи, мы отправились на прогулку по центру Стокгольма. Быстро темнело, и на улицах начали зажигаться фонари. От своей плавучей гостиницы мы за 10 минут дошли до моста, с другой стороны которого нас уже приветливо подмаргивали ночными огнями Риддархольм и Гамластан. Ночью мне они понравились не меньше, чем днем в предыдущей поездке сюда. Наверное, даже больше – ночью меньше туристической суеты, и узкие улочки Гамластана выглядят более уютно и камерно, а старинные сооружения Риддархольма – еще более строго и величественно.

Нам повезло найти недорогой уютный ресторанчик в одном из переулков, где мы и поужинали. На обратном пути в отель в попытке найти дорогу покороче мы умудрились заблудиться в многоярусных развязках станции Slussen – там сходятся одновременно станции метро, электричек и автобусов, там же расположен вход в какой- то дискотечный клуб, тут же и пара автомобильных развязок… Только бедным пешим туристам было там никак не «развязаться». Практически случайно после 20-минутного блуждания по разным уровням мы вышли к своей набережной. А ведь снаружи все казалось таким понятным…

Наутро сразу после завтрака мы попрощались со своей смешной «просторной» каютой, дошли до станции метро Slussen (после наших вчерашних блужданий по развязкам, найти вход на станцию мы смогли уже без труда) и проехали пару остановок до центрального автовокзала. Там мы купили билеты на автобус до парома, оставили свои рюкзаки в камере хранения и вот мы уже налегке и свободны до самого вечера, а впереди нас ждет наш любимый Скансен! И даже погода радовалась с нами – не смотря на конец сентября и вчерашний осенний ливень, сегодня выглянуло яркое солнышко и прогревало город все сильнее. Мы даже рискнули оставить куртки вместе с рюкзаками. До Скансена мы дошли пешком, снимая по дороге красивые набережные Стокгольма.

Сразу хочу отметить, что центр Стокгольма не такой уж большой, и при желании можно дойти пешком было и до автовокзала, да и до причала паромов «Викинг Лайн» не так уж далеко, просто нам хотелось побольше времени оставить на Скансен. И вот мы уже переходим по мосту на остров Юргорден и проходим к Скансену мимо Северного музея.

За что мы так любим Скансен? За то, что там можно провести с удовольствием целый день, с каждым посещением открывая что-то новое, за прекрасные виды города с высокой части острова, за своеобразную интимную атмосферу, не смотря на множество посетителей, за искренность шведов в отношении к своему прошлому. Скансен – это не просто архитектурный музей, как наши Кижи, например. В заботливо перенесенных сюда со всей Скандинавии зданиях бережно воссоздана и внутренняя обстановка, а в летнее время многие энтузиасты живут в этих домиках, носят соответствующую выбранной эпохе одежду, используют для жизни только соответствующие вещи.

Нам очень нравится заходить в открытые дома, где хозяева с готовностью рассказывают (между прочим, на любом из наиболее распространенном в Европе языков!), что они и как делают, насколько лучше пироги им удаются в дровяной печи или как они научились прясть шерсть, почему такие низкие потолки в домах 16 века и в каких избах селились отставные солдаты.

А в одном месте воссоздана примерная обстановка средневекового города – там можно зайти осмотреть старинный магазин, типографию, аптеку, стеклодувную и другие мастерские.

Есть даже маленький закоулок с парой домиков примерно 70-х годов прошлого века, включая магазин с полупустыми полками (для нас эта картина выглядит так же ностальгично, как для шведов).

Кстати, о тех же семидесятых, вернее, в Швеции это было чуть раньше, но тоже было – одно время в городах стало совсем плохо с продовольствием и тогда правительство разрешило горожанам аналог наших «садово-огородных» 6 соток. Пара таких домиков-сарайчиков также представлена в Скансене.

А еще в Скансен очень хорошо приезжать с детьми. Мы постоянно встречали там семьи с детьми самого разного возраста и ждем не дождемся, когда сможем привезти в Скансен своего Зайца. Если старинный быт более интересен деткам постарше, то вот посмотреть там же в зоопарке на животных, обитающих в Скандинавии, будет интересно и малышам.

Для них же есть и мини-зоопарк с домашними животными, которых можно рассмотреть поближе и погладить, а по территории спокойно бегают белки и ходят павлины.

А еще нам понравился смешной каменный колодец, полностью заполненный и увешанный сосками-пустышками, почему-то прошлый раз мы его не заметили. Сюда шведские мамы привозят своих чад для прощания с вредной привычкой.

Единственная проблема, с которой мы столкнулись в этот раз в Скансене – пообедать. Видимо, из-за того, что летний сезон уже закончился, да и будний день был (мы, кстати, заметили весьма активные приготовления к какому-то празднику для наступающего выходного дня), многие знакомые нам кафешки были закрыты, другие уже готовились закрываться, когда нам захотелось поесть. Но мы расстроились не очень сильно – взяли по паре вкуснейших свежевыпеченных плюшек в старинной кондитерской (пеклись в дровяной печи и замешены по средневековой технологии!), а вода у нас с собой была, присели за столиками уже закрывшейся кафешки и немного отдохнули, попутно открыв фотоохоту на мелькавшую между столиков белку. Тем более что вечером на пароме нас ждал шведский стол, на котором я была твердо намерена попробовать понемножку от всех рыбных блюд.

Хорошо все же, что мы решили посвятить Скансену целый день! Ни никуда не спешили и успели даже кофейку попить около автовокзала. Паром «Викинг Лайн» Стокгольм-Турку вряд ли стоит описывать особо – многие уже на них путешествовали, либо на паромах «Силья Лайн», которые ненамного отличаются. У нас была недорогая каюта на двоих на нижней палубе без иллюминатора. Как я уже писала в первой части, обошлась она нам около 100 евро. Мы могли бы вполне уложиться в 40 евро, если бы уехали днем раньше (у нас паром был в пятницу, а это дороже), но нам очень хотелось задержаться на день в Стокгольме. И еще мы заранее забронировали шведский стол на ужин – что-то около 26 евро с носа, потому что я очень люблю рыбу, а на ужине на пароме она очень вкусная и ее большой выбор. Хотя я читала в Интернете и негативные отзывы об ужине, что меня очень удивило, но, кажется, там речь шла о паромах «Силья». На них мы не плавали, всегда выбирали «Викинг», тем более, что его терминал в Стокгольме ближе к центру. Как обычно на пароме сначала все не хотелось ложиться спать, хотелось после ужина зайти в магазин дьюти-фри, потом посидеть с бокалом вина в кафешке, попытаться разглядеть с палубы огоньки в ночном море. И только часа в 2 ночи мы опомнились, что часы в Финляндии надо перевести на час вперед, приплываем в Турку мы рано утром, а значит на сон времени как обычно почти не осталось.

А рано утром в порту Турку нас, полусонных и взъерошенных, встречали такие же невыспавшиеся друзья. Чтобы избежать неожиданностей друзья на всякий случай выехали из Питера в Финку накануне вечеров, в результате они даже границу прошли без малейших задержек и были в Турку уже ранней ночью. В ожидании нашего парома они пытались поспать в машине, но втроем в небольшом Пежо это довольно проблематично. Друзья, как и мы, еще не завтракали, но у них был с собой термос с кофе и булочки, чем они с нами тут же поделились, и мы решили тогда не останавливаться у кафешек, а сразу ехать в сторону Лапенранты. По дороге мы рассказывали о поездке, любовались разгорающимся за окнами ясным осенним деньком. Захотелось покурить. Решили лучше остановиться для этого. Закурили и возник разговор о том, могут ли сейчас быть тут грибы в лесу? А почему бы и не проверить? Мы никуда особо не торопимся, а грибной сезон этим летом мы пропустили – сначала у меня очень болела рука после ушиба, а потом мы уехали отдыхать… Мы тут же закрыли машину и углубились в лес. Надо сказать, что в Финляндии у дорог очень узкие обочины и потому останавливаться где угодно на дороге не только нельзя, но и невозможно. Для остановок есть специальные места, оборудованные как минимум мусорными бачками, а зачастую и туалетами и местами для пикника. Там, где мы остановились, была еще рядом площадка для стоянки фур. Вот, видимо, водители этих фур и загадили окружающий стоянку лесок до нашего родного российского состояния. Это стало особенно заметно, когда мы отошли подальше от дороги вглубь леса, ставшего снова девственно-чистым. Далеко уйти нам не удалось, вскоре началась лесная вырубка с приготовленными к вывозу штабелями стволов и кучами обрубленных веток. Но грибы в лесу были и немало. Грибная волна уже сошла, грибы уже многие были поедены червями и начали уже гнить на корню, но было заметно, что грибы никто в этом лесу не собирает, так же, как и чернику с брусникой, которых тоже было немало. У нас с собой даже пакета не было, мы же отошли от машины просто посмотреть, а потом уже никто не хотел возвращаться за тарой. Собирали только самые красивые белые и подосиновики. Когда грибы уже начали выпадать из рук, мы повернули обратно и решили ехать дальше, но потом еще хоть разик попробовать повторить нашу вылазку в придорожный лес. Как нарочно, потом по дороге все никак не могли найти подходящего места – то не попадались места для остановок, то кончался лес и начинались вдоль дорогие какие-то городки и поселки. Наконец, уже ближе к Лаппенранте, мы нашли подходящее место и припарковали машину. Уже видя с нашей стороны знакомую картину загаженного туристами леса, мы перешли дорогу и углубились в лес. С собой на этот раз мы взяли пакеты. В этом лесу такого грибного изобилия уже не было, но тоже было видно, что грибы тут никого не интересуют, нигде не было видно срезанных и раскрошенных червивых грибов, обычно остающихся за прошедшими грибниками. Зато было очень много вкуснейшей крупной черники. Да и грибы все-таки нашлись, хоть и не так много, как мы рассчитывали после нашего прошлого «забега» в лес. Побродив полчасика по лесу, мы вернулись к машине и поехали дальше. В планах был еще небольшой шопинг в Лаппенранте и заезд в рыбный магазин в Нуйама. С шопингом в «Призме» и «Евромаркете» мы закончили очень быстро – мы довольно регулярно туда ездим за детской одеждой и питанием для нашего Зайца, так что уже точно знали, что надо купить и где оно лежит. Ну и кое-какие продукты домой тоже прикупили. В рыбном магазине закончили свои покупки еще быстрее. Так что к границе мы подъехали непривычно рано для нас. Обычно мы в Финку ездили без ночевки, сочетая осмотр какого-нибудь нового городка с шопингом потом в хорошо знакомой Лаппенранте, так что границу пересекали поздним вечером, приезжая домой около 2 ночи. А тут еще не было 6 вечера, а мы уже подкатывали к финской таможне. Ее мы прошли как обычно быстро и без проблем, пересекли границу и … поняли, что зря уже строили планы, во сколько мы будем в Питере и чем займемся. Очередь на нашу таможню начиналась почти от первого шлагбаума, еще даже задолго до избушки дьюти-фри! Причем очередь не двигалась ни на метр. Видимо, мы попали в пересменку. Стояли мы в этой очереди в результате не меньше 4 часов. Мы и курили, и успели в дьютик сгонять за пивом, и уже даже выпили по банке (кроме дочки друзей и моего мужа, который как раз пересел на место водителя ). А еще мы видели на дороге лису! Она нисколько не боялась такого скопления машин, а бегала от одной машины к другой, выпрашивая что-нибудь съедобное, и с ней делились кто бутербродом, кто чипсами, кто кусочком рыбки. Вот только сфотографировать ее не получилось – уже сильно стемнело, а фары почти ни у кого не светили – в такой многочасовой пробке водители предпочитали выключать двигатель.

Домой в результате мы приехали уже ночью. Заяц все равно нас уде не дождался, поэтому мы поддались-таки на уговоры друзей и поехали к ним отметить завершение нашего путешествия. Угощаясь поджаренными грибами из финских лесов и запивая их купленным на границе пивом, мы вспоминали, что вообще-то наше путешествие началось тоже с пьянки, в этой же квартире друзей, где мы бронировали наши авиабилеты на сайте Райана больше двух месяцев назад.